Искусство Александра Матвиенко стало частью художественной жизни Украины в середине 1990-х годов. Именно тогда качество его живописи привлекло внимание коллег и критиков. С тех пор художник, по окончанию Львовского Государственного Института декоративно – прикладного искусства (отделение художественного стекла), начал принимать активное участие в киевских выставках. Александра Матвиенко сопровождал творческий успех – почти сразу, его стали приглашать на престижные экспозиции: Погляди с варенням. Галерея ЦСМ Сороса, Киев, 1996; Тайная вечеря. Акция А. Федирко, галерея Возрождение, Киев, 1995; Снов - 95. Творческая группа, Седнев, 1995; Хортица: Украина, Финляндия, Германия. Галерея Артзебс, Украина, 1994, и другие.
Манера живописи автора сложилась рано и, что бывает достаточно редко, остается постоянной в своей сути на протяжении многих лет. Ее формированию предшествовал короткий период экспрессивного динамичного стиля, широко распространенному среди молодых художников в конце 1980-х в начале 1990-х годов. Изображения на полотнах как будто поглощается волнами эмоций, что проявлялось в спонтанных линиях и жаркой среде цветов. Вещи теряли ясность, подчинялись общему ритму, приобретая условность.
В Киеве вымеренность сменила экспрессивную спонтанность, а определенность в изображении вещей взяла верх над постимпрессионистической необязательностью конкретизации рисунка. Перед художником открылись новые просторы. Образность его произведений начала строится на минимализации изображенного. В композициях, теперь, фигурировал только один предмет, с отрывом от своего привычного окружения. Он приобретал качество символа, и иногда повторялся несколько раз. Подобный, попартистский прием у А. Матвиенко создает эффект максимального сосредоточения на изображенном, подобно медитации, когда в Конечном видят бесконечное.
Но, в отличие от медитативного минимализма, художник избыточен в способах изображения. Он специально демонстрирует их разнообразие и создает определенный визуальный шум. Шум достаточно эстетичный, временами игривы, изобретательный, на меже с гламуром.
Это золотой или серебряный фон, использование металлизированной краски, поблескивающей при смене угла зрения, многочисленные обрамления и орнаментальные украшения.
В картинах Александра Матвиенко конкретность изображенного находится в постоянной борьбе, с окружающим, стремящимся его поглотить. Предметы обычно, статичные, а среда динамична. Его подвижность зависит от процесса постепенного восприятия зрителем множества ритмизированных деталей живописи. Именно это противопоставление статики и динамики, конкретности и хаотичности, ясности и неопределенности составляет суть произведений художника. Александр Матвиенко дарит на радость видеть тайну в простых, сведенных к символам вещах – одинокой скамейке, собачке, велосипеде.
Кроме авторской техники выражения, художник демонстрирует и особенные приемы эмоционального влияния. На первом среди них месте, безусловно, чувство времени. Художник обращается к образам, заимствованным со старых фотографий (много картин из цикла Велосипед), кино (полотна композиции Феллини) или личных воспоминаний. Перечисленные образы памяти, близки как автору, так и нам, зрителям, и через это возникает ощущение тепла, спокойствия и легкой ностальгии по ускользающему времени. Автор мастерски усиливает наше ощущение, создавая около островков воспоминаний шаткий шум живописного фона, который вот-вот их захлестнет и потопит. Пример такого потопа мы можем увидеть в последней серии романтических пейзажей , 2007. На них деревья, дорога, небо и другие предметы настолько растворены у хаотичной стихии фона, что почти утратили близкий сердце вид. Зритель как - будто обновляет, реставрирует, спасает их от забвения.
Еще одним приемом воздействия на зрителя автор избрал ритм. Сложный фон, линии обрамлений и оптических обманов, создают медитативное музыкальное настроение. Оно способствует мелодическому восприятию образов, которые запечатлены на полотнах. Чередование линий и цветов, благодаря мастерству автора, регулируют направление нашего взгляда, упорядочивают впечатления от увиденного. О влиянии на человека музыкальных ритмов известно немало. Благодаря живописи Александра Матвиенко мы можем почувствовать влияние ритмов визуальных. Таким образом, при всей внешней простоте, искусство Александра создано при помощи сложного, утонченного арсенала художественных средств.
Творчество Художника глубоко гуманистично. Это живопись романтика, который мечтает о простоте и определенности чувств среди шума и хаотичности современного мира. Его картины напоминают нам об искренности и откровенности среди рекламы, глянцевой искусственности и шума мегаполиса.
Глеб Вышеславский.
В 1992 году я организовывал выставку Молодежного Объединения Союза Художников Украины в Национальном Художественном Музее, Львов. А Виктор Лавный, Саша Матвиенко, Иштван и Олекса Фурдияк делали выставку после нашей.
Потом, у нас были рядом мастерские на сквоте БЖ, вместе ездили на симпозиумы, делали проекты в галерее Киев, галерее БЖ, центре Сороса.
Попартом Саша был окрылен - превратил растр в свой прием, подходя с разных сторон.
Его работы всегда душевны, искренни, остроумны и эксперимент у него в крови.
На Бирючем 009 - Как вариант, Саша, в составе группы Сыны моря, вместе с Андреем Стегурой, Марселем Ониско, Ильей Исуповым, создали каплычку - GOOD LUCK.
Она и сейчас на базе отдыха Золотой берег, о. Бирючий.
Еще ветер участвовал.
Владимир Гулич
|