Второй раз, благодаря совместным усилиям одесских художников, состоялась Одесская биеннале. С 30 августа по 5 сентября на разных площадках города - от музея до балкона - художники представляли свою живопись, объекты, перфомансы.
Галерея Артзебс не могла остаться в стороне и поддержала инициативу одесситов Стаса Жалобнюка, Сергея Ануфриева, Кати Чалой.
Владимир Гулич, Настя Лойко
Сергей Бакуменко: - Сергей, очень хотелось бы узнать, почему одесская биеннале называется «Вторая одесская биеннале современного искусства»?
Сергей Ануфриев: - Дело в том что Первая одесская биеннале прошла совершенно незамеченной! Её устраивал банк «Пивденный», в лице его председателя правления Вадима Мараховского, который, собственно, и спонсирует Музей современного искусства Одессы, который в свою очередь размещается прямо в помещении вышеназванного банка. То есть Музей современного искусства Одессы является дочерним предприятием банка «Пивденный». Всё собрание этого музея основано на коллекции одесского коллекционера Михаила Кнобеля, который, кстати, на открытии биеннале сам перед присутствующими сознался, что руководство музея его игнорирует и что он порывает свои отношения с музеем. Само же правление музея – это достаточно ограниченные и консервативные люди, которые всячески заботятся о каких-то своих мелких провинциальных, не связанных с современным искусством делах. Они занимаются довольно ловкими, но мелкими интригами, вместо того чтобы задаться целью разбираться в современном искусстве и в искусстве как таковом. И поэтому с точки зрения любого нормального одессита или гостя города всё происходящее в этом музее выглядит совершенно чудовищно! Когда мало-мальски разбирающиеся в искусстве люди попадают на любую выставку или экспозицию этого музея - их охватывает негодование и шок. Люди задаются вопросом – это что? Неужели это современное искусство? Они видят в стенах этого музея обычное салонное искусство. Вадим Мараховский и его ближайшие соратники в области «искусства», - директор музея Семён Кантор и куратор всех музейных проектов Станислав Жалобнюк видимо не обладают даже минимальным понятием мировой практики в области финансового управления художественными проектами. Деньги, полученные на реализацию проектов нужно тратить, а не отмывать! Деньги нужно тратить, не рассчитывая на «откат». Правление же музея решило вообще не тратить деньги, оно просто решило не выпускать выделенные деньги из своих рук, что в случае с первой одесской биеннале имело роковые последствия. О Первой одесской биеннале не узнал никто, кроме организаторов! Два года назад под названием Первая одесская биеннале была устроена какая-то выставка пейзажей. Никто из художников современного искусства, никто из арт-функционеров Одессы, Киева, и тем более Москвы, не говоря уж о Лондоне и других культурных столицах, ничего об этом так и не узнали! Вероятно, самим организаторам этого мифического события не очень понравились собственные результаты, и они решили взять реванш – устроить через два года ещё одно событие – Вторую одесскую биеннале современного искусства.
Ольга Разинкина
Дмитрий Дульфан
Катя Чалая
Сергей Ануфриев
Аркадий Насонов
30 августа 19.00
Вторая акция, Одесской биеннале под названием "Луна-Парк", прошла в помещении Одесской чаеразвесочной фабрики и в основном была посвящена современному актуальному искусству. На этой почти ночной выставке, совсем молодые авторы, представили на суд зрителей свои разнообразные роботы, от живописных полотен, до видеоарта и инсталляций. Все кто туда пришёл, увидел искусство в менее академической обстановке, чем на открытии фестиваля в Музее современного искусства, что конечно никоим образом не сказалось критически на атмосфере восприятия творчества молодого поколения одесских творцов. Наоборот, искусство поданное таким образом, когда картины, объекты и инсталляции 2000-ых находятся в неприглядном интерьере старинного здания, где долгое время размещалось советское государственное учреждение, - начинает это пространство украшать и оживлять. Авторы – Павел Ржепишевский, Юрий Жванецкий, Александр Венецкий, Стас Подлипский и многие другие, под патронатом Сергея Ануфриева, крёстного отца культурной молодёжи всех отечественных городов бывшего СНГ, и по совместительству куратора одесского праздника искусства, провели в рамках этой выставки своеобразный спиритический сеанс, погадав о дальнейшей судьбе современного искусства на картах Таро. Представленная экспозиция, напомнила всей Одессе и гостям города, что у её молодых и творческих сыновей и дочерей есть все шансы, для того что бы через несколько лет, стать очень известными и перспективными авторами в его величестве искусстве.
Сергей Бакуменко: - А когда ты - один из кураторов и самых активных устроителей этого фестиваля искусств, узнал о том, что биеннале будет проходить в нашем городе?
Сергей Ануфриев: - В самый последний момент! Я был поставлен перед фактом. Я узнал об этом событии от посторонних лиц и устроил скандал! В результате чего меня в это всё странным образом включили. Но без особого энтузиазма со стороны устроителей. Мне, мягко говоря, позволили этим заниматься! Когда оставалось совсем немного времени до открытия биеннале, мы встретились с куратором Станиславом Жалобнюком, и придумали массу интересных событий, которые немножечко воплотились в форме различных уличных мероприятий. К сожалению, уже увидев все мероприятия Второй одесской биеннале, а особенно как они были проведены - я делаю вывод не самый радостный. В Одессе только художественная общественность готова что-то показывать своим современникам и тем более сберегать произведённое мастерами для потомков, но она не обладает никакими ресурсами для этого. Ни властьпридержащие, ни нынешний пласт бизнес-людей, ни сам народ не готовы к адекватному восприятию процессов, которые происходят, происходили и будут происходить в искусстве. К сожалению никто не понимает что это такое, для чего это, и что это даёт!
Сергей Бакуменко: - Ты можешь привести примеры?
Сергей Ануфриев: - Их массы! Например, мы сделали выставку на заборе. Это была вторая заборная выставка в Одессе.
2 сентября .
В рамках Второй одесской биеннале современного искусства, в самом центре живописной Одессы открылось сразу несколько художественных выставок. На этот раз они открылись прямо под открытым небом и каждый одессит или гость города, мог, прогуливаясь, наслаждаться искусством. Ему никуда специально идти было не надо, искусство пришло к нему.
Первый вернисаж традиционного одесского пейзажа расположился прямо около памятника Дюку де Ришелье, монумента известному на весь мир. Художники так и говорили, что это их подарок Дюку. На полотнах были изображены виды старой и новой Одессы. Среди художников, которые организовали "Одессу в Одессе" были Андрей Коваленко, Ольга Разинкина, Олеся Зайва, и многие другие. Все работы с этой выставки решено передать в дар городам побратимам Одессы — Регенсбургу (Германия), Йокогаме (Япония), и Еревану (Армения).
Вторая выставка, на этот раз уже современного искусства, имела статус продолжения традиций, начатых когда-то в этом же городе ещё в 60-ых, художниками Валентином Хрущом и Станиславом Сычёвым. Она называлась "Заборная выставка 2". Когда-то, в далёком 1967году, два молодых художника - Сычик и Хрущик, чьи холсты опять не были приняты комиссией союза художников на очередную выставку, не растерялись и выставили свои работы в одесском Пале-Рояле. В двух шагах от Оперного театра. Повесили прямо на строительный забор! И люди именно так смогли познакомиться с их творчеством в обход всех властьпридержащих структур. Самое удивительное, что никакая милиция не приехала, никто не запретил, никто не бросил в тюрьму авторов. Наоборот искусство восторжествовало. И это за шесть лет до бульдозерной выставки!
Спустя 43 года, силами Сергея Ануфриева, Екатерины Чалой, Дмитрия Дульфана, Дмитрия Боголюбова заборная выставка вновь предложила зрителям актуальное искусство. И вновь собрала и очаровала публику. Искусство, которое обсуждают – живо! – говорили на открытии
«Второй заборной» организаторы события.
Сергей Ануфриев: Первая заборная выставка состоялась сорок три года назад, и тогда реакция людей была гораздо интереснее, чем сейчас. Сейчас я видел следующее. Люди, простые люди и из Одессы, и из других городов Украины, гуляя по Приморскому бульвару, видели наряду с произведениями современного искусства, которые висели на заборе - большие инсталляции из цветов. Эти инсталляции были сделаны руками цветочных мастеров, чьи работы никак не относились к проводящимся в это же самое время двум выставкам одесской биеннале. Но, то, что было сделано из цветов, это было точно такое, же искусство и могло восприниматься любым западным человеком как верх эстетического наслаждения. Но всё оказалось по-другому! Наши люди, в своей общей массе, абсолютно повели себя иначе. Было видно, что они ни в первом, ни во втором случае не воспринимают это как произведения искусства, а только лишь как фон для себя. Сорок три года назад толком не было ни фотоаппаратов, ни тем более видеокамер. И люди себя совсем по-другому вели. Они больше смотрели глазами на произведения искусства. Даже если искусство было неформатным. Их интеллект понимал, что это что-то неожиданное, но это всё равно стоит их внимания, это надо смотреть! Здесь же, в 2010-ом, я увидел, что люди переходя от выставки цветов к выставке на заборе, подходили к произведениям искусства, в частности к живописи, облокачивались на картины, делали какие-то позы для фотографа. Например, была картина, где был изображён пистолет, который вот-вот выстрелит. Очень многие люди подходили к этой работе и взаимодействовали с нею, делая перед видеокамерой или фотоаппаратом лицо испуганного человека. Но всё дело в том, что, во всяком случае, никто из них не воспринимал искусство как объект созерцания. Они воспринимали всё представленное исключительно как фон для себя! То есть появилась и проявилась на нашей территории новая, определяющая черта характера поведения человека. Человека- потребителя. Это новые люди, они теперь постоянно и исключительно заняты потреблением. И главный способ потребления искусства для них теперь – это стать на фоне этого искусства, и сфотографироваться! Этого раньше не было, люди не обладали такими формами утилитарного сознания. Сейчас же, наш современник обладает очень крепким и агрессивным утилитарным сознанием. Это совершенно новый психологический феномен, а поскольку это связано с восприятием, то и эстетический!
Дмитрий Дульфан
5-ый день Второй Одесской биеннале.
Акция "Концерт на балконе" привлекла к себе небывалое внимание горожан. Здесь собрались известные городские музыканты, что бы абсолютно бесплатно показать своё искусство простым одесситам. Место было выбрано более чем интересное – балкон дома известного художника современного искусства - Дмитрия Дульфана. - «Искусство должно быть освобождено от рамок, говорит Дмитрий, поэтому мы и делаем концерт на городском балконе с видом на продовольственный рынок "Новый". Люди должны быть вовлечены в процесс пения и танца. Мы дадим звук с балкона, и люди придут сами на зов искусства!"
Так и случилось, как только раздались первые аккорды, проходящие люди постепенно стали превращаться в зрителей. Количество публики всё пребывало и пребывало. Закончила своё выступление первая инструментальная группа, и на сцене появился лидер группы"!Цирк" Сергей Бакуменко. На этот раз Бакуменко за резной решёткой балкона представил свой новый проект "Прослезившиеся" крепкую смесь из всеизвестных хитов 80-ых и собственных текстов. Зрителей начало качать, они закружились в танце, стали подпевать. Подтянулись бомжи с рынка. К сожалению, вдруг приехала милиция и, оказавшись в доме, за спиной музыкантов попыталась прекратить концерт. Но наличие одного из каналов телевидения в доме помешало им воплотить своё намерение в жизнь. Закон есть закон, и шуметь нельзя только после 22.00. Концерт продолжился, и зрители ещё увидели выступления таких замечательных артистов, как Юрий и Вита Жванецкие из проекта "Мистер Скатков", Алексей Чепигин, Ольга Титова, которая в тот вечер не только пела сольно, но и исполнила в одной из песен Бакуменко такую подтанцовку, что зритель вздрогнул и по хорошему разволновался! Концерт собрал в общей сложности около 300 человек. И когда прозвучали прощальные слова организаторов, публика просила бис!
Балкон Дмитрия Дульфана
Сергей Ануфриев: - С одной стороны это прогресс, люди понимают, что они как личности достойны запечатления в вечности, но с другой стороны, то, что по-настоящему остаётся в вечности, я имею в виду произведения искусства, по их мнению, может остаться в вечности только при наличии их фигур на фоне того самого искусства. Но сколько бы они себя не фиксировали, всё равно, и это факт, - они растворятся. Раньше обычные люди, что бы остаться в вечности, писали на стенах «Здесь был Вася», сейчас люди, осознающие, что это слишком простое обоснование, занимаются граффити. И это я считаю нормальным, оправданным ходом, они хоть радуют своим творчеством глаз человека!
4 сентября состоялось сразу два культурных события на территории одесского биеннале.
Всё началось в галерее «Аурум», которая находиться в самом центре города на ул. Пастера в помещении излюбленного места одесской ночной жизни "Лунный Свет». Там открылась выставка скульптуры и живописи "Монохром". Которая представила творчество таких мастеров как С. Лыков, С. Жалобнюк, И. Терехов, Т. Поповиченко, Г. Гармидер, и многих и многих других. Выставка показала такие сборные силы Одессы, что здесь уже не приходилось говорить о традиционном или современном искусстве. Хотелось радоваться тому, насколько плодовита Одесса на иронию и красоту, на влюблённость и сентиментальность, на гармонию и случай, на всё то, что смотрело на зрителя со всех сторон. Вернисаж получился и для авторов и для зрителей, которых в этот день было в достатке. Угощали настоящим крюшоном, говорили об искусстве.
А после практически все отправились рядом во двор, находящийся по ул. Пастера 44. Как оказалось в этом дворе жил когда-то великий Бунин. К сожалению, от его дома остались только развалины и камни. На эти камни и становились чтецы, поэты, прозаики, музыканты, которые пришли отдать долг писателю и поэту Бунину, прочитав перед публикой собственные произведения. В этот вечер читали много и хорошо: Сергей Бакуменко, Сергей Ануфриев, Анна Божко, Валерия Репина, Виктор Мбо и др. Записано видео.
Сергей Бакуменко
Сергей Бакуменко: - Да я тоже припоминаю, что на открытии одесской биеннале в помещении Музея современного искусства Одессы, картины художницы Екатерины Чалой, люди трогали руками.
Сергей Ануфриев: Да это имело место! Подобное мне вспоминается на выставке Олега Кулика - «Верю», которая происходила в Москве на «Винзаводе» три года назад. Там тоже выставка проходила в неформатных условиях – в необъятном глубоком подвале, при темноте. Везде были расставлены видеокамеры и все могли видеть всё, что происходит в разных отделах экспозиции на специальном, разделённом на очень много окошек мониторе. Как в западном полицейском участке. И вот что интересно, - людей это всё абсолютно не трогало! Камеры зафиксировали огромное количество удивительных вещей. Например, стояла монгольская юрта. Люди заходили внутрь юрты, в которой проходила самостоятельная выставка, закрывали за собой дверь – двое начинали заниматься сексом, а третий человек стоял на стрёме! Наша группа, в которой я тогда участвовал, сделала настоящий лабиринт, в котором можно было заблудиться! В одном из уголком лабиринта стояла кровать, так вот посетители занимали очередь, что бы позаниматься сексом на этой кровати! Около этой кровати валялось огромное количество пустых шприцов и бутылок! Был момент, когда был остановлен человек, который пытался украсть 40 мониторов и 40 CD- проигрывателей с экспозиции. Это всё темнота! Причём и в том и другом смысле! Не смотря на охрану и камеры, с этой выставки было украдено рекордное количество вещей и произведений искусства! Одна старушка – БОМЖ, прикинулась частью инсталляции и сумела там заночевать! Иначе говоря - советские люди были воспитаны в величайшем пиетете и почтении к искусству, а нынешнее воспитание "наших" людей позволяет им на выставках искусства "распихивать" по карманам и уносить в неопределённом направлении землю, войлок, жир, другие материалы из объектов, инсталляций, которые художники выставляют для обозрения. Повысился эгоизм, аутоцентризм людей, и полностью исчезло восприятие культуры и искусства как чего-то ценного. Реально у людей не осталось ничего святого! У современного человека исчез критерий оценки в области духа. И из этого можно сделать ещё один вывод. О максимальной неготовности одесского населения к событиям, происходящим в рамках 2-ой Одесской биеннале современного искусства. Та богатейшая культурная сокровищница художественной среды, которая существует в Одессе и вообще в странах бывшего СНГ, оказалась как бы на необитаемом острове. Она существует в полной изоляции. Никто как бы, не подозревает о её наличии, и особенно об её ценности! Никто не знает, что это наша культурная гордость и слава. И если даже об этом говорят по телевизору, всё равно люди не готовы об этом, в своей общей массе слышать. Человек стал агрессивен, почему-то он вдруг стал себя позиционировать как пуп Земли! Это откат в первобытное состояние!
Катя Чалая
Сергей Бакуменко: - Я недавно видел собственными глазами большие биллборды, которые были на каждом шагу по городу Одесса. На них были разные городские картинки и надписи. Одесса – Мама! Одесса - Рулит! Одесса Пуп Земли! Последняя надпись - меня насторожила!
Сергей Ануфриев: - Я охотно в это верю! Пупом Земли издавна считает себя и Лондон. И вообще английское "быдло" ведёт и позиционирует себя точно также. Но только не в музеях и галереях! С ними работали, их кое-как образовывали с детства и они знают, что вести себя плохо на территориях искусства нельзя. Но я бы не хотел думать о людях плохо. Просто Человека на протяжении всего 20 века унижали, тоталитарные системы его роль сводили к нулю, доводили его до состояния рисового зёрнышка. Что, например, в Северной Корее было безукоризненно достигнуто. И сейчас повышается агрессия пустотного, ни на что не опирающегося человека. Этому человеку сказать нечего, и он молчаливо считает себя "Пупом Земли", несмотря на то, что он не обладает для этого никакими основаниями! Это поразительное несоответствие между данностью и требованием позволяет мне ещё раз напомнить о возникновении феномена Человека-Потребителя.
5 сентября 13.00
Седьмой день Второй Одесской биеннале превзошёл всякие ожидания! Совместно кураторами Сергеем Ануфриевым и Станиславом Жалобнюком была разработана и проведена акция в одесском зоопарке – "Для людей и зверей". Посетители одесского зоопарка, как всегда приведя детишек посмотреть на животных, в этот раз застали на территории зоопарка, рядом с клетками животных пёструю живопись художников, объекты и инсталляции. Всё это сопровождалось игрой на музыкальных инструментах популярной группы «Мистер Скатков». Дело в том, что художники современного искусства решили провести акцию, с тем, что бы показать своё искусство и людям и животным одновременно. И равнодушных не было. Мамы и папы с большим интересом рассматривали приготовленные художниками визуальные объекты. Особо запомнились работы: Мирослава Кульчицкого «Мёртвый Скат», который сдувался и надувался вновь, Леси Зайвы, которая выставила рядом с загоном для фламинго кривое зеркало, поглядевшись в которое человек не всегда мог себя узнать. Поэтому её работа получила название "Человек-Примат".
Ни одно животное, во время акции не пострадало!
Сергей Бакуменко: - А как мы будем лечить этого человека?
Сергей Ануфриев: - В общем - то одесское биеннале в своём стремлении выйти за пределы узких рамок, которые ставились перечисленной уже мною сборной командой банка «Пивденный» и мнимого Музея современного искусства Одессы - многого в этом направлении достигло. Искусство всё равно вышло за стены музеев и галерей в зоопарк, на развалины бунинского дома, было развешено на заборе и стало достоянием простых людей. Узкие рамки существуют не только в нашей стране. Например, что произошло с Love-парадом в Берлине? Он был изначально демократическим мероприятием, проходящим по всему пространству города. И вдруг власти попытались загнать его в какое-то гетто. Определить его движения только по строго ограниченным и нелюдным улицам. Это превратилось в трагедию, когда было затоптано насмерть большое количество людей! Так же и с искусством. Его нельзя загонять в гетто! Оно должно быть свободным. Оно должно выходить за собственные рамки и активно взаимодействовать со зрителем. Именно потому, что искусство долгое время находилось в этих узких пространствах, когда его загнали в галереи, в музеи, где обязательно его ещё и сторожит охранник, - оно и стало чужим для обычных людей. На Западе, к примеру, нет таких мест, как центр Пинчука, где тебя на входе проверяют металлоискателем. Чем больше мы будем внедрять искусство в массы, - тем выше будет результат! Причём внедрять нужно также агрессивно, как люди внедряют себя в произведения искусства, которое для них становиться фоном. Чем агрессивнее искусство себя будет позиционировать - тем большего успеха оно добьётся! Оно всё-таки, в конечном счёте, будет вызывать рост количества людей, которые в искусстве разберутся и поймут его. А те, кто уже в курсе им только помогут! Понятно, что будут заблуждения, непонимание, ошибки, но количество людей, которые будут стремиться к прекрасному - будет возрастать.
А количество случайных людей в искусстве – будет уменьшаться. Кстати, именно поэтому я хочу, сейчас, назвать имя настоящего куратора 2-ой Одесской биеннале современного искусства. Это художник Екатерина Чалая – куратор всех проектов на этой биеннале, именно она ночей не спала и вела переговоры с художниками, вынашивала и исполняла планы биеннале, приглашала, размещала, подробно в интернете освещала все события, записала и собрала на видео совместно с оператором Денисом Коштурой, все что происходило на площадках.
Именно с ней я буду делать каталог этого биеннале. Потому что горе-организаторы, на не потраченные деньги на искусство, укатили на лучшие заграничные курорты, и совсем не подумали об издании каталога. Понятно, что они никак не останутся в истории искусства, разве как карикатуры на самих себя! Произошло обычное отбояривание со стороны лжеорганизаторов, но, а мы как деятели, для которых искусство это не просто слова - работали честно. И что-то достигнуто! У нас есть что показать. Выставка в зоопарке, концерт на балконе, чтение поэтов во дворе, заборная выставка, акция на Потёмкинской лестнице – и это не так уж мало. А то, что висело в музее – это официозная сторона биеннале, которая совсем не имела никакого отношения к действительной программе 2-oй Одесской биеннале современного искусства. И сейчас я поеду в Лондон, и там прекрасно поймут, где было настоящее! На свой страх и риск я постараюсь сделать собственный каталог биеннале.
7 сентября 17.00
Второе Одесское биеннале завершилось на самом мажорном аккорде. Художники современного искусства из Москвы Светлана Смирнова и Юлия Новикова входящие в арт-группу "Фемида" завершили биеннале в самом сердце Одессы - на её Потёмкинской лестнице. При довольно большом скоплении народа они обклеили всю протяжённость лестницы белой и чёрной материей, так что на Потёмкинской лестнице появилась настоящая клавиатура рояля или пианино.
Потом они положили рядом с белыми и чёрными клавишами краски, кисти, фломастеры, маркеры и предложили одесситам, и особенно счастливым детишкам разрисовать музыкальные поверхности, так как им самим того хочется. И вот через несколько минут краски и фломастеры начали разбирать дети и взрослые, а на поверхностях появились стихи и рисунки. Ничего более мирного на свете нет, когда люди занимаются творчеством!
И так официальная часть биеннале закрыта, но по просьбам трудящихся на 8 сентября, на одной из одесских крыш, намечен не вошедший в официальную программу показ видео и медиа-арта. Как всегда организаторами выступили неутомимые художники Сергей Ануфриев и Екатерина Чалая.
.
Сергей Бакуменко: - А что происходит в других культурных столицах бывшего СНГ? Таких, как Питер, Москва?
Сергей Ануфриев: - Питер теперь такая же провинция для современного искусства, как и Одесса. В Питере было три человека, которые вывели город на международный уровень. Это Иосиф Бродский, Сергей Курёхин и Тимур Новиков. Первый в литературе, второй в музыке, и третий в изобразительном искусстве. После смерти последнего, цены на его работы взлетели верх в очень много раз. И это не удивительно, хороший художник – мёртвый художник! Все они, будучи очень хорошими друзьями, вывели Питер действительно на уровень культурной столицы. Когда все они умерли, Питер опять скатился на жалкие позиции. Москва это город, где вообще не существует никакого современного искусства. Там есть только рынок, только конъюнктура, которые обслуживают исключительно интересы магнатов. На Украине, в отличие от России, всё- таки, существует мощнейшая школа и традиционного и современного искусства. И есть непрерывность перехода традиционного в современное. Но нет абсолютно никакой инфраструктуры, мы видим, что попытки создать Музей современного искусства в Украине - окончились крахом. То есть вместо музея современного искусства появился центр Пинчука, который целиком курируется из Лондона, и попросту говоря, является колониальной лавочкой, где выставляются в основном только западные художники. И это Киев, - это столица Украины, что уж говорить об Одессе. Здесь музей современного искусства не имеет право называться таковым. Надо создать - настоящий. И его можно создать! Есть для этого база. Но Одессе нужны несколько миллиардов, что бы создать музей современного искусства. Только надо создать всё как надо, по всем общепризнанным правилам. Потому что у Одессы есть все основания стать культурной метрополией в отношении современного искусства. Здесь оно родилось. Здесь был Кандинский. Здесь был первый в мире музей современного искусства! Он возник в 1918 году, но был сразу закрыт. Здесь, даже в сталинские времена всегда бежал маленький живой ручеёк художников, поэтов, которые совершенно не укладывались в рамки соц-реалистического. Здесь неумирающая, живая традиция. В 60 и 70 годы прошлого столетия, здесь вообще была мощная неофициальная культура, которая ныне является мерилом для создающегося арт-рынка. Но этот арт-рынок, такой же, к сожалению, ненатуральный, как и всё в чём мы современные художники сейчас пребываем. Работы живых художников покупают за гроши, мёртвые стоят очень дорого. Никто художников не поддерживает. В основном художники поддерживают друг друга. Кто сегодня покупает или поддерживает современное искусство – те люди, которые хотят себе казаться модными, иногда они себя называют меценатами. Но эти, так называемые меценаты, действуют зачастую не разрешёнными методами. Во времена Медичи было всё гораздо интереснее. Вспомним Ренессанс. Тогда была, хотя и тайная, но поддержка со стороны церкви и феодалов. Сейчас грустнее – феодалов ещё нет, церковь не поддерживает современное искусство, а нарождающийся класс буржуазии ещё очень далёк от понимания, что же надо реально делать. Они только могут рассказывать сказки о том, какие они добрые и хорошие меценаты. Их слова, к сожалению, не соответствуют правде. Это как всегда ложь и обман. Мы бы - современные художники, если бы это было правдой, первыми бы почувствовали на себе перемены. Непонятно когда неофициальному художнику лучше жилось, в советском времени или сейчас. Когда ему приходилось оформлять автобусные остановки мозаиками из кафеля и пить от нереализованности или сейчас, когда совсем всё плохо. Запретов теперь вроде нет, но всё равно в нынешних условиях, в большинстве случаев, художник современного искусства реализоваться не может. Поставленный в рамки, якобы существующих арт-ситуации и якобы арт-рынка - художник не может быть реализован из-за отсутствия базисных вещей.
В Одессе, к примеру, нет ни одной стоящей площадки, которая ведёт интересную работу с искусством. И художник иногда вынужден делать салонное искусство, что бы опять же продать творения рук своих, иногда очень талантливых, за гроши. Власти города никак ему не помогают, и наоборот никак не заинтересованы в его творчестве, потому как не доросли. Они должны успеть за рабочий день поделить магазины, заправки, квартиры, дома, прибрежную зону и другие материально выгодные объекты. Единственное что художнику остаётся это искать спонсора на Западе и пытаться воспитывать своими творениями и мыслями - будущую молодую среду. Возможно, что среди нового поколения появятся действительно умные и образованные молодые люди, которые смогут быть настоящими меценатами. Логика процесса ведёт именно к этому, потому я в это и верю. Появится правительственная программа, так или иначе нашей стране должно понадобиться национальное искусство и культура.
Корреспондент и участник, Сергей Бакуменко
Сергей Ануфриев
artzebs.com.ua