о. БИРЮЧИЙ, Азовское море, 2012, Четвертое измерение. Время.
Этот вопрос продолжает лабораторные исследования современного искусства на Бирючем.
Уже прошли «Ландшафт для героя», ощутили что «Хиппи Е!», добрались до собственной
идентичности - «Хто ти є?», появился "Новый человек", которому явно мало реального времени.
"Реальное время – одно из таких понятий, которое настолько очевидно, что мы редко ставим его под вопрос. Но как доказывают манипуляции с монтажным временем в видео, у Эйзенштейна, Уорхола, Вайолы, Пайка и многих других художников - это не настолько просто как кажется. С начала философской мысли, природа Времени и даже его существование, были объектом дебатов: течет ли время свободно от сознания или сознание создает время, существовало ли оно до его создания Богом, объективно существование времени или субъективно….
Поэтому, как в культовом фильме Сергея Соловьева "Асса", в зимнем, звонко – розовом небе заснеженной Ялты появился знак Времени. Четвертого измерения. Так или иначе, этим вопросом задавался каждый из участников Бирючего 012, воспринимая время по-своему. И каждый новый вариант в понимании пространства и времени, помогает развивать кардинально новые формы осознания," - настаивает Владимир Гулич.
Тему поддержали куратор Бирючего 012 Маша Хрущак и ее помощник Леля Гольдштейн.
Лаборатория современного искусства продолжает свои исследования выбирая перфоманс, живопись, видео, объекты. В этом году в симпозиуме участвовали около 50 художников и музыкантов в новом проекте Бирючий Саунд Лаб, был представлен фильм Сергея Соловьева "Асса 2"
Марсель Онисько
"Человек наблюдающий – это художник, потому что человек должен смотреть
и реагировать. Это не остановить. Он все время что-то видит. А то, в какие оно формы превращается – это у каждого по-своему."
Олег Тистол
"То, чем мы сейчас здесь занимаемся – это и есть современное искусство, и то, о чем мы здесь размышляем – это и есть современное искусство прямо сейчас."
Олег Тистол
"Оттого на Бирючем получилась серия Бирюк бар, героями которого стали блюда из одноименного бара, которые, собственно и давали энергию на процесс". Мария Хрущак
Андрей Стегура
"По рассказам о Бирючем выходило, что здесь классно. Оказалось – еще лучше. Дело в том, что место суперэнергетическое такое и люди! Очень удачное сочетание."
Алексей Сай
"Не хватает людям чудесного: все уже объяснили, все прагматично, все можно посчитать. А здесь человек сталкивается с чем-то, и он может это легко найти, не ждать чуда от природы, и столкнуться с чем-то, что ему не удается себе сразу объяснить"
Алексей Маркитан
APL 15
"Искусство это, первым делом приятное времяпрепровождение. Мужик едет на велосипеде мимо и спрашивает меня: "Зачем ты это делаешь?", а я его спрашиваю в ответ: "Ты как отдыхаешь?" "Ну водку пью," – отвечает. Я говорю: "Ну, вот я пью водку, еще и рисую". Он говорит: "Ну, дебил"
Александр Ройтбурд
"Это не Буратино, это Чиполлино который прикидывается Буратино"
Жанна Кадырова и Денис Рубан
"Но это и работа. Ты узнаешь что-то, делаешь, результата хочешь добиться, накручиваешь свой проект.
Для себя делаешь шаги, развиваешься, экспериментируешь"
Участник симпозиума, Игорь Абрамович, арт-дилер: "Искусство - высший способ коммуникации, поэтому можно и нужно задавать вопросы, чтобы уметь его понимать и чувствовать. В общем, симпозиум - это серьезное культурное событие, а так же сближение всех, кому не безразлично развитие современного украинского искусства"
Илья Исупов
"Человек вдруг сталкивается с современным искусством, пускай оно его раздражает или зритель может сказать: "Что это за говно, вообще?" Но при этом, это вызывает у него реакцию, после которой, по крайней мере, он задумывается, мировоззрение его меняется"
Игнат Соломко
"Искусство для того, чтобы видеть, каким еще может быть мир"
Андрей Орлов
"Раз ты живешь в это время, значит искусство, будь добр, "употребляй" то, которое тебе дают сейчас живые художники. Только мертвое нельзя ведь смотреть"
Вика Бегальская
"Первое отличие, которое я ощутила, живя на Украине, по сравнению с жизнью в России, на Украине можно быть художником и быть отстраненным (от политики), но если живешь в России не имеешь мнения, ни с правыми, ни с левыми – ты дурак"
Владимир Гулич
"В этих райских кущах, нас нашли белые фантомы-эсминцы. Как свидание с вечностью, лебеди на лимане пробыли весь симпозиум"
Владимир Гулич
"В этом году на Бирючем, как и всегда, каждый находил что искал. Бескрайний пляж, мастерские, уютный бар, огромный мангал у домика, серфинг. Много музыки. Музыка вплеталась в картины, ветер, ее слушали олени, ночное море и пляж – это открытие музыкальной арт лаборатории.
Сейчас участники симпозиума, как маяки, находятся в Москве, Ужгороде, Николаеве, Киеве, Вене, Одессе, Берлине, Мапуту, Туапсе…"
Виктор Покиданец
"Каждый раз все меняется. Состав меняется, другие люди. Настроение, окрас меняется. А состояние такое же хорошее - доброе, воздушное"
Максим Мамсиков
"Лев Толстой сказал: "Кто не любит современное искусство, тот не любит искусство вообще"
Николай Маценко
"Череп не лучше и не хуже, чем лицо живого человека, или растения в цвету. Череп - всего лишь то, что находится за нашим лицом"
Надя Полевич
Арт -группа "Жетон"
Идея зародилась еще несколько лет назад, а реализовался по предложению Владимира Гулича в проект "4ЯМАЙКА" на Бирючем - серия принтов на футболках от украинских художников, искусство, вынесенное в массы.
Андрей Сигунцов
"Для меня это такая форма взаимодействия, диалога между заинтересовавшимися людьми. Чтобы не заниматься сбором яблочек или другими работами, мы здесь занимаемся современным искусством"
Работы Алексея Растяпина, Андрея Орлова и Марии Пасечник.
Андрей Сигунцов и Мария Пасечник
"Для меня это диалог. Это как в свое время начинали читать люди реп. Это способ высказывания, язык, на котором они общаются с окружающим" Мария Пасечник
Настя Лойко
"На Бирючем следовать призыву Йозефа Бойса легко. По пути к ангелами и духам, природа погружается в тебя сама, открывая глаза на странные метаморфозы происходящие с ней.
Тема пластика на Бирючем возникла уже давно: в картине "Герой Атлантиды" Ильи Исупова, превратилась в часовенку "Гуд Лак" группы "Сыны моря", в двух пластиковых товарищей Димы Дульфана, которые служили в одном психоделическом полку, стала очками от солнца, спасая Жанну Кадырову и Дениса Рубана, мой объект 2010 года - сердце из пластика, стучало там, где зимовали цветы. Сейчас -
Легкая птица, чье небо дом, из пластов воздушного кварца и шорохов травы,
парит над степью и пластиковым мусором, оставленным людьми.
Привычный для нас свободный полет птицы
и такой же теперь уже привычный полёт пластикового пакета для мусора.
Эти два объекта, обычно существующие в нашем сознании по отдельности,
заставляют посмотреть на место мусора в сознании «человека цивилизованного» с другой стороны"
Владимир Гулич, в соовторстве группой "Сыны моря": Андрей Стегура, Марсель Ониско, Алексей Маркитан, Виктор Покиданец
Анатолий Татаренко
"Современное искусство - это как альтернативный способ записывать нашу историю, который нацелен на документацию ментальности человека, на его раны"
тел. (097) 079-79-53, (095) 078-09-56 т/ф (061) 212-39-22, (061) 212-51-02
Проезд общественным транспортом до
г. Мелитополя и на маршрутке до
пгт.Кирилловка.
г. Запорожье и на маршрутке до
пгт.Кирилловка. Последняя маршрутка в 19-15.
Искусство быть бирюком
На берегу Азовского моря с 3-го по 16 сентября проходил международный арт-симпозиум "Бирючий" — по названию косы-полуострова поблизости курортного поселка Кирилловка (Запорожская обл.). Очередной фестиваль современного искусства, существующий семь лет, собрал 27 участников — больше чем любой предыдущий. Это художники и творческие группы из десяти городов нашей страны, а также гости из Москвы — Виктория Бегальская и Максим Роганов.
Симпозиуму прибавилось солидности и представительности во многом благодаря киевскому куратору Марии Хрущак. На "Бирючий" прибыли звезды современного украинского арта — киевляне Александр Ройтбурд, Жанна Кадырова и Максим Мамсиков, Илья Исупов из Василькова Киевской обл.
Прежним осталось место дислокации форума — база отдыха "Золотой берег". Неизменны идеология и общий настрой: создавай самые невероятные произведения изобразительного искусства — и тебя поймут.
Обязательное условие участия в "Бирючьем" одно: авторы создают арт-объекты здесь же, поселившись на базе, территория которой предоставлена им практически в неограниченное пользование. Также они могут воспользоваться агентством по подбору сиделок. Развернуться есть где: для размещения работ используются дощатые домики, "унаследованные" от бывшего пионерского лагеря, технические строения, прогулочные аллеи, скамейки, необозримый песчаный пляж...
В заключение симпозиума художники представляют свои творения журналистам и отдыхающим "Золотого берега".
Свободному самовыражению художников и такой же свободной интерпретации смысла их творений способствует сама природа Бирючьего полуострова — удаленной от цивилизации песчаной косы, убегающей в глубь Азовского моря.
Уходим в "Четвертое измерение"
В этом году арт-симпозиум, в программу которого входят также творческие дискуссии, лекции, концерты и вечеринки, проведен под дополнительным названием "Четвертое измерение". Организаторы расшифровывают его смысл так: "Мы постоянно ощущаем нехватку времени, стремимся отсрочить, ускорить, замедлить некоторые события и их течение, а с возрастом начинаем замечать его быстротечность. Мы вынуждены подчиняться общим коллективным ритмам. И понимаем — момент, который мы переживаем, нам неподвластен. Только на территории искусства у нас есть возможность "ухватить" момент, отправить его в историю как настоящее, а не былое".
И второй принципиальный момент. Как заметил известный деятель современного украинского арта Николай Маценко из Черкасс (на симпозиуме он провел ироничный мастер-класс по рисованию "Черного квадрата"), для произведения современного искусства необходим контекст, иначе этого произведения для зрителей попросту не существует. Поэтому все, что создали на симпозиуме — живопись, стрит- и ленд-арт, абстрактные композиции, — замечательно смотрится именно в данном месте в данное время.
— Участников в этом году приехало больше обычного — я даже переживал, хватит ли на всех краски, — говорит Владимир Гулич, бессменный соорганизатор и идеолог "Бирючьего". — Пригласили много молодежи — художников, которых творческая сторона искусства изначально интересует больше коммерческой. И вот результат — много интересных работ. Одесский мастер граффити под псевдонимом APL315 расписал восемь стен зданий. Запорожская группа "Жетон" — дизайнеры Евгений Фоменко и Антон Лысиков — реализовала проект "Чья майка?" — комплект белых футболок с оригинальными принтами по эскизам участников симпозиума.
Гулич — профессиональный художник, недавно переехавший из Запорожья в Ялту. Вместе с Виктором Покиданцем, Алексеем Маркитаном из Николаева, Андреем Стегурой из Ужгорода он написал на стене впечатляющий черно-белый портрет Уинстона Черчилля, личностью которого, событиями, связанными с его именем, Владимир заинтересовался давно — так, в Киеве он представлял выставку "Призраки Ливадии", идея которой возникла после многочисленных посещений Ливадийского дворца.
Прибывающих на базу отдыха "Золотой берег" отныне приветствует Уинстон Черчилль.
Едва ли здесь кто-то из публики не обратил внимания на две композиции на берегу моря у самой воды.
Легкая конструкция в виде параллелепипеда с пучком белых и голубых полиэтиленовых лент вверху, живописно развевающихся на ветру, представляет собой, по замыслу автора Андрея Беликова (группа "Поживні речовини" из Запорожья), не что иное, как "Машину четвертого измерения". Чтобы ощутить себя вне времени и обыденного пространства, достаточно спуститься в углубление в песке и задержаться там подольше, рассматривая окружающий пейзаж под непривычным углом.
Вторая пляжная инсталляция — ряд некрашеных железных кубов с красными конусами-шипами — оказалась не чем иным, как неиспользуемыми (пока) контейнерами для мусора. Эти фигуры ассоциируются с недобрыми персонажами из сказок об инопланетных пришельцах. Так и есть: московский художник Максим Роганов изобразил высадку космического десанта. А если смотреть шире — наступление новой, цифровой, эпохи, которая изменяет жизнь человечества не меньше, чем столкновение с другой цивилизацией.
Вообще "техногенная" тема, как и в прежние годы, особо волнует участников симпозиума. И обретает новые проявления. Например, художница из Ялты Анастасия Лойко представила лаконичный — из одного кадра — образец видеоарта под названием "Птица счастья": летящий над Бирючьим полуостровом ястреб волочит на хвосте полиэтиленовый мешок (как подразумевает автор — с ближайшей свалки), от которого не в силах избавиться. Это зрелище сопровождается арией в исполнении Федора Ивановича Шаляпина. Необычное сочетание многократно усиливает впечатление.
Алексей Сай
— Симпозиум — это огромное количество идей и картин, — подводя итоги "Бирючьего2012", говорит Мария Хрущак. — Как доделывать многие работы, где именно их выставлять, чтобы произвести желаемый эффект, мы поняли уже в процессе. Да и современное искусство само по себе — процесс, который иногда завершается неожиданным результатом. Что происходит с художником, не могущим найти покоя? На симпозиуме мы старались ответить на этот вопрос.
Ольга БОГЛЕВСКАЯ
Данная статья вышла в выпуске №39 (623) 28 сентября – 4 октября 2012 г.
Еженедельник 2000 — Аспекты — Арт
Объект Сергея Браткова "Гоги", организаторы Бирючего Владимир Гулич и Геннадий Козуб, гости экспозиции.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ
CОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА БИРЮЧИЙ 012 ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
представлен в рамках спецпроекта
Международной ярмарки Арт Киев contemporary 2012, Мистецкий Арсенал.
Музыка запорожской группы Madjahs на открытии Арт Киев 2012, при поддержке киевского проекта DubWar перенесла всех на остров Бирючий, Азовское море.
На вечеринке для друзей в мастерской Жанны Кадыровой радовали Biruchiy sound lab.
Перед открытием арт ярмарки, два постоянных участника Бирючего, Илья Исупов и Виктор Покиданец представили выставку Ботаника. Физика. Химия.