С середины 19 века с легкой руки французов (будем считать так), местом встречи художников, писателей, музыкантов и артистов становятся кафе и рестораны. Можно осмелиться высказать даже крамольную мысль, что в их стенах зародились и развивались целые художественные течения. Здесь спорили с Академией импрессионисты, за чашкой чаю и рюмкой водки делали стихотворные наброски акмеисты и футуристы, концепция авангарда тоже увидела свет в полутемных уголках кафетериев. Знаменитый кино-режиссер Луис Бунюэль в воспоминаниях делится непередаваемыми впечатлениями от длящегося часами листания газет и журналов за уединенным столиком парижского ресто-ранчика, А уж в фильме «Модернисты», снятом в середине 80-х годов, атмосфера богемного арт-клуба просто опоэтизирована.
Но в прошлом она (атмосфера) создавалась простым присутствием в ресторанах художников. Однако чтобы художники сами открывали рестораны, да еще оформленные по собственному вкусу, — такие случаи бывали редко.
Сегодня эксклюзивные кафе даже в столице — большая редкость. В Запорожье их попросту не было. Гарик Кургинян (врач, художник, бизнесмен) давно хотел открыть заведение для определенной, особым образом ориентированной аудитории — арт-клуб, который бы всем видом подчеркивал не стандартность своего предназначения. И когда зимой из Киева приехали навестить родных его друзья и единомышленники Владимир Гулич с Викторией Минайловой (они работали вместе над проектами Южно - Украинского центра современного искусства), последние с удовольствием откликнулись на предложение участвовать в эдакой «мозговой атаке». Тем более что они смогли реализовать здесь вещи, придуманные и Киеве, но не вызвавшие энтузиазма у «крутых новых украинцев».
И вот недавно в Запорожье в «правой половине» бывшего овощного магазина «Огород», что рядом с площадью Свободы, начал работать ресторан под условным наименованием «Железный Феликс».
Да, концепция арт-клуба напрямую связана со стоящим на площади памятником Дзержинскому и название, и дизайн выстроены в «завязке» вокруг главы Чрезвычайной Комиссии.
— Мы использовали имя Дзержинского, исходя из географической, а не идеологической привязки, — рассказывает член Союза художников и владелец заведения Гарик Кургинян. — А слабые отголоски личности без политической окраски послужили толчком для фантазии.
— Все искусство построено на мифах, — дополняет сидящий тут же за столиком Владимир Гулич. — Дзержинский — тоже миф. Поп-арт (читатель, наверное, уже догадался, что именно в этом стиле выполнен дизайн. — Авт.) предполагает использование чего-то готового. Мы не придумывали ничего нового, а использовали художественные системы, в которых работаем. В результате предметы и произведения искусства стали предметами интерьера. И наоборот, строительные материалы начинают играть самостоятельную роль. Они приоткрывают подтекст, выгодно работая на тему.
К примеру, стойка бара — «рваная», как бы склеенная из нескольких разно-фактурных кусков. Но есть и объединяющий момент: осколки стекла вмонтированы во многие плоские поверхности. В искусственном освещении вечера — все сверкает и создает праздничное настроение. И на таких контрастах и ироничных параллелях построен весь интерьер.
Чего стоят только симуляции на темы известных авторов — Леонардо, Дюрера. Комоды с выдвижными ящиками для ложек, вилок и всякой мелочи представляют из себя составные панно с портретами Джоконды и... самого Феликса Эдмундовича.
По материалам Анны ГОРСКОЙ.
«Элита» не долго получала то что хотела: бешеная популярность «Железного Феликса», как клуба, арт – клуба существовшая на патриотической, в большей степени, основе, как и все в этом мире, почила в бозе.
«Желтый «шевроле» Марлен Дитрих» заштукатурен ПроКредитБанком, моих друзей из других городов я затрудняюсь куда пригласить, ну в смысле, не ради токмо живота, джаз можно услышать фактически в концертном зале им. Глинки (!! Это джаз-то)…
Равнодушно и кулуарно Запорожье катится … и катиться себе.
|