О НАС

СПРАВКА
НА!!! - дезинформационное арт-соц-издание, пародирующее формат глянцевого журнала.
По сути - то, что раньше называлось "Бестиарий", либо, в русском варианте -"Физиолог". Нравописание диких зверей и каменьев конца MM - начала MMM в добрых традициях пост-пост-панка.
Издавался с 1998 по 2008-й, вышел в 62-х номерах, из них два - "последние" и один - никогда не существовавший.
Прикупить макулатуры - http://nash-online.livejournal.com/
 
НА!!!, №Х  2000 год.
 
ИНЖЕНЕР КУЛЬТУРЫ: ХУДОЖНИК КОМПЬЮТЕРНОГО ВЕКА
 
 
 галерея современного искусства, contemporary art, живопись фото инсталляции объекты акции художников
 
 
 КОММУНИКАЦИЯ
    Человек с очень
нерусским именем Эдуардо и
очень русской фамилией Кац, к
сожалению, довольно мало
известен в нашей стране.
Рожденный в Бразилии и
живущий В Чикаго, он слабо
интересуется Украиной, как и она
им. Это он не из неуважения.
Просто очень далеко.
    Определить точно, кто он и чем
занимается двумя словами
не возможно. Сам он утверждает, что
занимается изучением различных
аспектов коммуникации. Это
не в смысле человеческого общения.
Кац изучает коммуникацию, как
некоторый метапроцесс, своего рода
способ существования вселенной.
    Разумеется, всякий НАШ человек,
слыша столь туманные философские
формулировки, видит обыкновенное
шарлатанство, прикрытое (простите за
 
галерея современного искусства, contemporary art, живопись фото инсталляции объекты акции художников
официальность) размалеванной
ширмой заезжих вербализаций.
Сразу хочется спросить: ну и в чем же
конкретно этот (простите за выражение)
Кац занимается? Отвечаю: конкретно,
Эдуардо Кац занимается изучением и
созданием технологий в Голопоэзии,
Телеприсутствии, Биотелематике,
Трансгенетическом искусстве и 
некоторых других аспектах
современной культуры. Он-
Художник, писатьль, журналист,
Биолог, инженер и компьютерный
Дизайнер. Кац читает лекции в ряде 
университетов Соединенных Штатов и
является почетным доктором Искусств
и Технологий Чикагского Института
Культуры, является обладателем
такого числа премий и грантов, что
даже не буду их перечислять.
Выставки его работ проводились
более чем в двадцати странах
мира, в том числе и в России. В
общем, серьезный парень.
    Творчество Каца характерно
выделяется двумя вещами: во –
первых, повышенным интересом
к интернету, как средству все
той же коммуникации –
альтависта, например, на его
имя выдает немыслемое
количество ссылок;
 
а во-вторых, идеей интерактивности искусства, способностью зрителя влиять на художественное произведение - то есть своеобразной коммуникацией между художником и зрителем. Однако, как я уже говорил, коммуникацию он понимает гораздо шире. Коммуникация для Каца - это движение и развитие всего сущего, а язык - способ его отражения. «Язык играет фундаментальную роль в конструировании мира нашего опыта. Изучить структуру языка - значит исследовать, как устроена реальность» Однако и язык Кац понимает несравненно шире, чем всякие простые пацаны. «Язык (отдельный письменный язык) - это только момент перехода в гораздо большем комплексном семиологическом континууме.» Во как. Даже в комментариях не нуждается. Так что, с вашего позволения, комментировать ничего не буду, а сразу перейду к делу.
 
ГОЛОПОЭЗИЯ
 
Примерно с начала двадцатого века понятие «поэзия» стало несколько шире, чем просто рифмованные слова, соединённые по каким-то правилам в строки. Мало того, что в стихотворениях уже не должен был обязательно присутствовать смысл, стихи вообще перестали быть только фонематическим рядом. Уже в 1914 году итальянский поэт Филиппо Томазо Маринетти пишет стихотворение «Линда», представляющее из себя просто набор анаграмм этого имени. Стихотворение Василия Каменского «Телефон», созданное годом позже, стало уже предвестником чего-то принципиально нового: своего рода гибрид литературы и художественного искусства, оно на несколько лет опередило возникновение т. н. «Леттризма», направления в поэзии, основанного румынской поэтессой Айседорой Ису. Основная идея леттризма заключалась в том, что стихи имеют несравненно более широкую континуальную прописку в мировой культуре, чем считается традиционно. «Поэзия» начинает пониматься, как поиск некоторой лингвистической гармонии, при этом не обязательно выраженной словами. Американский поэт Рэйнальдо Ярдим положил начало созданию стихов не посредством языка, а посредством подручных материалов. «Шелковая поэзия», «древесная поэзия». «бетонная поэзия» - суть заключалась в том, чтобы выразить некоторую идею, изначально облачённую в слова, без слов.
Эдуардо Кац, как поэт, вероятно прошёл долгий путь у себя дома под одеялом, пока не вышел к людям с произведениями так называемой «голопоэзии». По сути голопоэзия — это тот же леттризм, но в эпоху цифровых технологий, философскую идею этой штуки уловить очень трудно, поэтому передаю, со слов Каца, как понял.
Смысл голопоэзии - создать принципиально новое средство общения, определённые лингвистические формы, которые бы могли передавать мысль совершенно иначе, чем это делает письменный язык. Кац берет любую лингвистическую форму (слово, предложение, классическое стихотворение) и на основании её творит.
 
 галерея современного искусства, contemporary art, живопись фото инсталляции объекты акции художников
 
 
 
ТЕЛЕПРИСУТСТВИЕ.
 
Коммуникация - процесс двусторонний и ровно его половину занимает восприятие. Изучению восприятия Эдуардо Кац посвятил немало времени и даже сделал здесь определенные успехи.
Ну, например - Кац является одним из видных американских робототехников и занимается конструированием роботов, больше всего - "роботочучел" различных животных. Одним из наиболее известных его проектов является огромная красная птица с телом макау и лицом совы. Называется сие творение «Рара Эвис» и выставлялось на целом ряде выставок современного искусства.
«Ну и при чём здесь восприятие?» - возникает естественный вопрос у всякого нормального читателя. Дело в том, что это не просто птица, и даже не просто птица-робот. Рара Эвис - это радиоуправляемая аэродинамическая модель птицы. Для того, чтобы получить возможность управлять ею, человек должен надеть на себя шлем и перчатки виртуальной реальности. Теперь, если ты начинаешь махать руками, птица начинает махать крыльями и взлетает. Посредством шлема человек получает возможность видеть то, что видит птица - причём Кац попытался воссоздать реальную картину восприятия птицы такого размера. Таким образом, человек получает возможность «оказаться в птичьей шкуре» и испытать те же ощущения, что наши пернатые братаны. По словам Каца, делалось это для того, чтобы человек смог понять, что на самом деле чувствует животное, а вовсе не для развлекухи. Он серьёзный парень (если этого кто-то ещё не понял).
Вовсе не для развлекухи также был создан и «бэтбот» (робот -летучая мышь), точная модель египетской фруктовой летучей мыши. Она также радиоуправляемая и обладает не только «зрением» (то есть способностью воспринимать световые сигналы через встроенные телекамеры) но также и ультразвуковым слухом. Короче, настоящая летучая мышь. Бэтбот был изготовлен в научных целях; он был помещён в популяцию египетских фруктовых летучих мышей, где провел несколько дней, чтобы наблюдать за ними.
Кац также долго шёл к созданию полноценных моделей-роботов Он провел много экспериментов, в том числе занимался разработкой роботов с телекамерами, посланных на Марс для изучения поверхности планеты Первым его полноценным детищем является т.н. «юрапуру» — гигантская рыба, плавающая в специально выставленном аквариуме и позволяющая, как рара эвис или бэтбот, смотреть на этот мир глазами рыбы.
Называется этот проект телеприсутствием и, как и голопоэзия. является передовым использованием цифровых технологий. Однако Кац, как истинный творец, и здесь умудрился увидеть простор для своего творческого гения и сделал из телеприсутствия форму искусства. Сегодня его творения -и рара эвис, и бэтбот, и юрапуру - считаются художественными произведениями и выставляются на различных выставках и всяких культурны) мероприятиях. Впрочем, кто угодно согласится, что толелрисутствие имеет большее отношение к искусству, чем плоды биотелематичаских экспериментов.
 
БИОТЕЛЕМАТИКА
 
Строго говоря, биотелематика - это попытка совместить в одном представителе какого-либо вида биологические и механические компоненты. Изначально предполагалось, что биотелематика создает киборгов, однако на деле сфера ее деятельности оказалась на много шире.
Два главных биотелематических проекта Каца - «А-позитив» и
«Временная капсула». Оба они представляют из себя эксперименты по соединению живого человека (самого Каца) с некоторыми компьютерными элементами.
Проект «А-позитив» заключался в том, что человеку в вену вводилась игла, посредством которой удалось соединить через вены регуляторные системы организма с информационными системами компьютера. Правда, сколько я ни пытался вникнуть в суть туманных рассуждений, так и не смог понять, зачем это было сделано и кому это было нужно. Остаётся утешать себя тем, что любое научное достижение современности обязательно пригодится человечеству в дальнейшем (например, для борьбы с машинами, захватившими Землю, или что-нибудь в этом роде).
Второй, более поздний проект, гораздо нагляднее. «Временная капсула» - это микрочип, введённый посредством специальной иглы в организм Эдуардо Каца на глазах у целой когорты журналистов, транслирующих акт «самопожертвования ради науки» по всему миру, и всех пользователей интернета, которые могли посмотреть трансляцию в прямом эфире на сайте Каца. Микрочип уже содержит определённую информацию, и способен, кроме того, считывать информацию генетического кода его носителя. Можно сказать, что это, кроме всего прочего, эксперимент по созданию искусственной памяти, только не помещённой в головном мозге, а плавающей по всему организму. Микрочип пробудет в его организме со дня введения и до его смерти, он автономен, питается биотоками тела и имеет срок действия дольше человеческой жизни.
Предполагается, что подобные микрочипы будут вводиться в организмы домашних животных, и определённым образом связывать их с хозяином. В случае, если животное потеряется, микрочип направит его в нужном направлении и поможет найти дом. Сразу возникает вопрос — если Кац ввёл себе микрочип, который вводится животным для связи с хозяином, то кто тогда его хозяин? А вот тут он всех надурил -Кац в этой системе сам и животное, и хозяин. Так что, просто говоря, всё это шоу — обыкновенные понты. Не считая, конечно, демонстрации передовых достижений компьютерной техники.
Вообще, как видите, Кац неравнодушен к животным. Эту свою любовь он проявляет огромным числом способов. То создаёт роботов в виде рыб, птиц и летучих мышей, го создаёт устройства для нахождения потерянных pets. Но вот главное детище его жизни на сегодняшний день — наиболее известное среди рядовых граждан - кое-кого приводит в состояние шока и навевает разные мысли о Франкенштейнах и Докторах Моро. Впрочем, кого как.
 
ТРАНСГЕНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
 
Как человек исключительно творческий и прогрессивный, Кац умудрился превратить • искусство даже генную инженерию. Строго говоря, его эксперименты нельзя пока назвать самостоятельным видом искусства, но они полным ходом туда идут. Кац занимается искусственным созданием биологических видов с заранее заданными характеристиками - ну, что-то типа наших селекционеров, только с двумя отличиями. Во-первых, цели, которые преследует Кац, далеки от подъема народного хозяйства, и носят сугубо творческий характер; а во-вторых, Кац не занимается селекцией - он занимается генной инженерией, что дает ему возможность не только скрещивать близкородственные виды, но совмещать свойства самых различных существующих (а то и не существующих) живых организмов.
Первый эксперимент Каца, положивший начало трансгенетическому искусству, под поэтическим названием «Бытие», вообще к существующим животным не имел отношения. Кац взял три строчки из библейской книги бытия, которые на английском языке звучат примерно так:
«Let man have dominion over the fish of the sea,
And over the fowl of the air,
And over every living thing, that moves upon the earth.»
Он перевёл этот отрывок в азбуку Морзе, а затем, по одному ему известной формуле, перевёл получившийся набор точек и тире в генетический код. На базе получившегося генетического кода Кац методами генной инженерии создал бактерию. Культура данной бактерии была помещена в чашку петри и выставлена на всеобщее обозрение.
Но прикол не в этом. Чашка петри была помещена в зону действия мощного ультрафиолетового излучателя, создававшего для культуры созданной бактерии повышенный уровень радиации, что приводило к её мутации. Причём привести излучатель в действие мог любой желающий. Для этого не надо было даже ехать на выставку, где бактерия находилась: через интернет любой юный натуралист мог задать интенсивность и продолжительность действия излучения. Таким образом, Кац реализовывал идею интерактивности современного искусства.
Через определённое время бактерия была взята для генетического анализа. Раскодированный ген был, по обратной формуле, переведён в последовательность точек и тире, после чего - из азбуки Морзе на английский. И у всех, кто участвовал в шоу, появилась возможность увидеть плоды своих стараний: изначальная фраза мутировала!
«Let Aan have dominion over the fish of the sea,
And over the fowl of the air,
And over every living thing, that ioves up eon the earth.»
Это конечно весело, но на таком уровне генные развлечения вряд ли могут считаться искусством. Естественно, Кац пошёл дальше.
Его главное творение трансгенетического искусства на сегодняшний день носит название GFP-кролик. Кац заинтересовался свойствами тихоокеанских северо-западных медуз, которые в темноте начинали светиться бледно-зелёным светом Он взял на анализ биологический флюоресцент и выделил ген, отвечающий за свечение. Остальное - дело техники, ему не впервой. Кац соединил генетический набор обыкновенного кролика-альбиноса с выделенным геном тихоокеанской медузы. Что получилось в итоге, я думаю, догадаться нетрудно. Кролик-альбинос, светящийся в темноте бледно-зеленым светом.
Поэтому поводу излагались различные точки зрения. С одной стороны каждому психологически здоровому ребёнку хочется если не иметь, то по крайней мере поиграть с этим чудом генной инженерии. Опять же - искусство. Эпоха цифровых технологий. Ну и так далее. С другой стороны - целый пласт защитников всяких разных защитников домашних животных воспринял эту идею в штыки. Во-первых, никто, разумеется, не спрашивал у кролика, темно ли ему ночью, и не хочет ли он поучаствовать в эксперименте на благо науки. Во-вторых, от самого подхода к созданию животных как произведении искусства, многих коробит. В общем, сложный такой вопрос, не однозначный.
Сам Кац по этому поводу высказывается довольно решительно. Во-первых, говорит он, Мичурин тоже ни у яблонь, ни у буренок не спрашивал, хотят ли они быть выведенными или какими-нибудь. Что ж это получается, селекция - дело нужное, а такая прикольная штука, как GFP - не-только-ценный-мех - нет? Во-вторых, нигде, ни в одном своём эксперименте, Кац не причинил боль ни одному живому существу. Кроме, может быть, самого себя, но это мелочи. «Подобные эксперименты должны проводиться с большой любовью и пониманием того, что главная цель данных научных изысканий - прежде всего уважение и забота о всех живых существах, когда-либо созданных на этой Земле». Так что все его эксперименты высоко (или глубоко, это кому как нравится) гуманны, и все (включая светящихся кроликов) получают от них только удовольствие.
В проекте у Эдуарде Каца находится, еще так называемая GFP –K9, искусственно созданная собака, полностью интегрированная определенным социальным окружением и «принадлежащая» определенному дому (в данном эксперименте – собственному дому Каца). Кроме этого, у него еще целая куча самых разнообразных идей по созданию своих оригинальных произведений искусства. Одно слово – гений.
 
СИНКРЕТИК
 
Говорят, на заре человечества искусство было синкретичным; то бишь не было ни художников, ни скульпторов, ни поэтов - были просто творцы. Потом произошло определённое разделение иного процесса творчества на отдельные искусства. В итоге к началу двадцать первого века человечество подходит с установкой на объединение процесса репродукции культуры в одно больше «искусство». Это искусство объединяет как традиционные «мёртвые» элементы, вроде литературы, или скульптуры, так и достижения биологической науки, как уже порядком устаревшие подходы, так и современные цифровые технологии.
Трудно сказать, кто такой Эдуардо Кац. Он художник - творец в самом общем понимании этого слова. Он синкретик, который слабо интересуется рамками и жанровыми ограничениями, ему гораздо интереснее, как за них можно выйти. Он просто прикольный парень, которому интересно много разных вещей.
 
Д.С.: Некоторые считают, что все голопоэмы и эрратумы — просто дешёвый выпендрёж. Я не согласен с этим, но считаю, что лежащая в их основе философия довольно странна. Что для вас голопоэзия?
 
Кац: Насчет дешёвого выпендрёжа — я не сталкивался с таким мнением. По моему мнению, философия, лежащая в основе голопоэзии, проста, как дверной косяк, и является продолжением и развитием идей экспериментальной поэзии начала века, включающей среди многих прочих работы Хлебникова. Маяковского, Кручёника и Каменского.
Мои работы в голопоэзии исследуют природу языка и его взаимоотношения с изображением, области, представляющие интерес как для литературы, так и для визуального искусства, как экспериментальная поэзия или концептуальное искусство. Я создаю визуальные тексты, которые приобретают смысл  при активной перцептивной и когнитивной включенности читателя или зрителя. Это значит, что в процессе восприятия произведения использую компьютеры и голографию, чтобы воплотить свое стремление создать экспериментальные тексты, развивающие язык, более глубокие, чем письменный язык, не обладающие линейностью и ригидностью характерной для печатных форм.
 
Д.С.: Компьютерное искусство довольно сложно и очень дорого, особенно, работы с голограммами. К сожалению, на Украине, не многие могут себе позволить работать на дорогостоящем оборудовании. Вы могли бы посоветовать что-нибудь ребятам, желающим попробовать себя в глопоэзии?
 
Кац: Сегодня есть возможность создавать голограммы с помощью довольно дешевого диодного лазера (типа тех, что используются в лазерных принтерах). Все, что тебе нужно – это тихая среда, дешевый диодный лазер, деревянная коробка, наполненная песком, пластины (литовского изготовления) и блок трансформации. 
 
Д.С.: Вам что-нибудь известно о попытках какой-нибудь компании применить на практике, результаты ваших биотелематических экспериментов (например, «временной капсулы»)? Лично Вы делаете что-нибудь для практического использования ваших достижений?
 
Кац: Лично мне глубоко по барабану развитие производственных применений. Искусство осень практично само по себе, и влияет на нашу жизнь непосредственно.
 
Д.С.: Ваши эксперименты в трансгенетическом искусстве вызвали целую волну критики, Вас назвали и Франкенштейном и доктором Моро. Я не хочу открывать здесь дискуссию по этому вопросу, но по моему, любое животное достойно нормальной жизни. Вы можете объяснить свою позицию по этому вопросу?
 
Кац: Моя трансгенетическая крольчиха Альба здорова, набирает вес, и живет вполне нормальной жизнью. Трансгенетические животные не чудовища. Они такие же социальные субъекты, как вы или я. Это основной постулат моей работы.
Никогда, и ни в одной своей работе я не причинял вреда ни одному живому существу «Это моя личная позиция, это не руководство для других художников и не манифест трансгенетического искусства. Трансформация производиться на клеточном уровне, еще до того, как животное появляется на свет, таким образом, я не изменяю ничего в уже живущих организмах. Я отдаю себе отчет в степени ответственности, которую я на себя беру, но я профессионал и работая исключительно с профессионалами.
 
Д.С. Вы никогда не думали об экспериментах трансгенетического искусства над людьми? - По моему, это было бы честно, как вы думаете?
 
Кац: Нет.
Во-первых, в трансгенетическом искусстве нет «экспериментов». В практической перспективе все трасгенетическое искусство основано на продуманном, хорошо отлаженном, и великолепно изученном научном процессе. Результат всегда хорошо известен заранее. Во-вторых, я не собираюсь заниматься трансгенетическим искусством с людьми.
 
Д.С.: Расскажите о своей семьею Как ваши близкие относятся к вашим работам?
 
Кац: Я женат, у нас пятилетняя дочь. Моя жена была для меня колоссальной поддержкой в работе. У дочери в домашнем компьютере несколько моих цифровых работ, она их очень любит. Мы все втроем, никак не можем дождаться момента, когда Альба сможет присоединиться к нам и стать членом нашей семьи.
 
НА!!!, №Х  2000 год.
<< назад