Луиза Марон, искусствовед, Франция
Вилла Индиго Учкуевка Севастополь 2013 villa-indigo.com
Время работы в резиденции.
Виноградные лозы переплетаются
Но следуют рядам
Их соседи - сорняки.
Нужно позволить сорнякам расти,
Чтобы отдыхала земля
Время, необходимое здесь -
Это время, необходимое для созидания,
понимания и знакомства с работой других.
Вот из чего соткано время резиденции.
Среда обитания.
В краю исчезнувших виноградников люди уловили вкус вина и захотели вновь приручить забытую культуру. Здесь говорят, что для этого нужно время проб и исследований. Не упустить время - постулат, который мог бы стать частью как винного устава, так и устава современных художников.
В рамках этой художественной встречи в севастопольской резиденции Анна Быкова, Настя Лойко, Никита Алексеев, Дмитрий Булныгин, Владимир Гулич, Марсель Ониско, Виктор Покиданец, Ник Шуреев, Андрей Стегура и Максим Токмашов собрались вместе для создания художественной выставки впечатлений о лозах долин Черной реки и речки Уппа, работая в одиночку, в паре, в трио или коллективно. Этапы работы запечатлены в фильмах Насти Лойко, Максима Токмашова и Ника Шуреева. В этих фильмах собраны материалы, передающие продвижение экспериментов каждого художника, и в то же время они, как архивы, служат основой для будущих творений.
Это совместное время создано Настей Лойко и Владимиром Гулич, которые провели уже несколько циклов резиденций в Крыму. Новая территория ещё раз позволяет вдохновиться уникальной средой и открыться возможностям, которые она нам предоставляет.
Выставка проходит в старинном зале для стрельбы из пушек во время осады города многочисленными вражескими войсками от англичан до турков. Сейчас зал используется для проекций иного рода. Они сотканы из цвета вина, кругообразны и встроены в ниши окон с видом на море. В своей видео-инсталляции Дмитрий Булныгин приводит в движение таинственные капли, которые, объединяясь, превращаются в новое вещество. Как в алхимии шестнадцатого века "проекционный порошок" превращает металл в золото. Соприкосновение с ним позволяет получить "вторичное состояние" материи. Смесь эта проходит через все спектры и состояния; она то прозрачна и нежна, то густа и насыщена, как свинец. Результат опытной смеси того, что мы представляем себе (проекция) с тем, что действительно произойдет, остается неопределенным. Органическое и искусственное смешиваются в случайном порядке.
Вода присутствует во всех работах, приводит материю в движение; если она уйдет - распадутся все сложные инфраструктуры нашей цивилизации. Как найти баланс между этими созидательными силами? Андрей Стегура сближает мирские изобретения с элементами природы.
Недалеко от виноградника находится Чёрная река - ещё одно название, напоминающее термин из метафизики жидкостей; она влияет на наши связи с окружающей средой. Местные обитатели - разнообразные насекомые и сорняки обеспечивают баланс дикой природы, словно самостоятельный орган. Наряду с микромиром, намного старшим, чем человек, наш текущий мир продолжает развиваться на фоне природных катаклизмов.
Продолжают восстанавливаться новые формы жизни: Анна Быкова говорит об этом непрерывном потоке в реконструкции горшков для наших отходов, как будто почти ничего и не было сломано. Виктор Покиданец делает из отдельного фрагмента инструмента элемент декора. Со временем и опытным путем преобразуется неочищенное вещество. Иной взгляд на предмет изменяет сам предмет и делает его чем-то другим.
В наше время модернизация технологий судоходства исключила громоздкое оборудование, ставшее антиквариатом. Оно сливается с окружающей средой и напоминает о тяжелой истории города и белокаменных бухт Севастополя. Художники сливаются с этой средой через проекции на стенах города, фрески, граффити, оптический обман, через окно холста. Цвет неба, моря, земли и краска наносятся на линию горизонта, как в картинах Никиты Алексеева. Они кажутся нам сладкими и в то же время кислыми, сырыми: что-то между сладким и кислым вкусом; "полусладкое" или "полусухое" на украинском или русском языке на французском соответствует "полусухому" и "сладкому".
Вино в банке такое же. Но звучит оно не так. Как не одинаков вкус в зависимости от того, где вы выпьете бокал одного и того же вина. Все виноделы это подтвердят. Вина круглые, мягкие, теплые, они утешают или веселят... на разных языках настроения, которые даeт нам вино, весьма разнообразных. Объединение художников из далеких мест также богатый букет для дегустации. Этот "антракт" дает иной масштаб нашим произведениям. Он не мешает долгому времени ожидания и одиночества, поскольку оно также служит для нас подпиткой. Оно необходимо для созидания. В картинах Марселя Ониско, перерождающийся одинокий человек и собака - одна из навязчивых графических идей художника.
И в то же время внутри этого "общего времени" мановения души каждого отрываются немного от личных привычек и набирают другую амплитуду соразмерно группе - для создания общей среды обитания. Словно небольшие ручьи, с которых сняли плотины, художники собрались вместе, чтобы слиться в одну крупную реку.
Здесь с виноградником граничит речка, название которой - Уппа - звучит как бодрое восклицание. Ее вода, а также земля и ее жизненные пласты, дают особый вкус ягодам и фруктам.
Там, где лозы растут... на бывших полях сражений, как известно.
Резиденция проходит в середине мая - именно в то время, когда можно увидеть цветущие маки. Поля красные. Люди все еще говорит: "Здесь был страшный бой. Сколько погибло! Здесь раньше было кладбище. Это и сейчас кладбище". Это напоминает мне французскую революционную песню "La Butte rouge". "Сегодня здесь виноградники и здесь растет виноград... тот, кто пьет это вино, пьет слезы друзей". Это время и праздник весны после безумно-снежной украинской зимы, и вместе с тем - время вспомнить об истории.
В картине конца света Владимира Гулича новые виноградники, как метафора детства, выживают и продолжают расти в руинах ландшафта. Романтическая тема винограда также является символом выживания прирученной человеком природы, который учится культивировать свое вино - занятие, в которое он рано или поздно втягивается... и скорее "рано", особенно когда крымская природа так близка и величава.
Для "винных дальтоников", не познавших винного цвета, здесь есть экран холста, спектры света и голосов собравшихся здесь художников.
Виноградники UPPA Vinery, Марта и трактор.
Михайловский равелин, Военно - Морской музей Украины
Павел Швец - крымский винодел, сомелье. Стал организатором симпозиума "Куда ведут лозы?", с легкой руки Геннадия Козуба, коллекционера искусства.
Открытие выставки "Куда ведут лозы?" в Михайловском равелине, Севастополь
Участники симпозиума, гости на виноградниках UPPA Vinery
Особенности крымских вин. Художники Андрей Стегура из Ужгорода, Никита Алексеев, Москва.
Дмитрий Булныгин особенно интересовался процессами превращений.
Андрей Стегура
В долине Черной реки
100х80 холст, масло, вино
Большое внимание уделил вопросам терруаров Виктор Покиданец, художник из Николаева.
Дмитрий Булныгин
Две колбы
видеоинсталляция, стены Михайловского равелина, вино
Юрий Семенов и куратор симпозиума "Куда ведут лозы?" Владимир Гулич.
Никита Алексеев
Пейзаж каберне
100х140 холст, маркер, вино
"Там же заяц пробежал!"
Виктор Покиданец
Цепь
80х100 холст, масло
Над долиной Черной реки.
Владимир Гулич
Главное звездное небо над головой
И нравственный закон внутри нас
100х140 холст, масло
Упражнения со вкусом.
Андрей Стегура
Кровь. Чернила. Вино
40х120 холст, масло, вино
Каменная река впадала в небо.
Анна Быкова
Клятва
100х140 холст, масло, бутылки
Однокласник Иван Закат
80х100 холст, масло
"Жизнь во всем!"
Марсель Онисько
Жду
100х80 холст, масло
Где-то между лоз летает русин Марсель...
Марсель Онисько
Собачий полдень
100х80 холст, масло