О НАС

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
  
  
Вячеслав Машницкий о Херсоне, о женщинах и о себе
 
Вячеслав Машницкий - один из тех художников, которым на месте спокойно не сидится. Мало того, что получил профессиональное художественное образование, стал членом Союза художников Украины, успел пожить и поработать в двух столицах -Киеве и Москве, так еще, вернувшись в 2002-м в родной Херсон, что-то новое и необычное придумывает. То вместе с Игорем Платоновым организовал в своей квартире «Галерею Союз Спадкоемців/02» (2002), то «Музей Современного Искусства» там же (2004), то создал «Херсонский областной благотворительный фонд им. Полины Райко» (2005)
- Слава, ты вернулся в Херсон и на пустом месте создал галерею, потом музей. Такая активность следствие столичной жизни?
- Нет, это наличие определенного количества энергии и желания. И потом, совсем не на пустом месте: все-таки отец художник, это все благодаря ему - дом строился Союзом художников, а строительным подрядчиком был дедушка. Сидя в столицах, я ностальгировал по Херсону, но когда сюда приехал, мне как бы сам Бог велел что-то такое сделать, чтобы продолжить дело дедов и отцов. И квартира, в которой жили отец с матерью, и я рос с сестрой, как-то логично выросла в выставочную площадку, потому что для Херсона одного выставочного зала мало. Тут хоть и маленькая площадь, но позволяет презентовать какие-то локальные проекты, которые не показывают на уровне выставочного зала, молодежные в основном. Такая галерея нужна в любом более или менее крупном городе, тем более - областном центре. И, судя по всему, она очень хорошо сработала. Мы вывели молодых херсонцев на украинский рынок. Стас Волязловский - уже звезда. А 4 марта в галерее «Арсенал» "открывается выставка белозерских художников -Саши Печерского и Саши Жуковского.
- Значит, патриотизм проснулся именно в столицах?
- Да, там я всегда был украинцем, херсонцем. Я посмотрел, поездил и решил: надо делиться, отдавать, что умеешь, знаешь. И эта работа длится уже 5-й год, за это время сделано порядка 30 проектов. Думаю, это хороший результат. Сейчас можно спокойно жить в Херсоне, владеть информацией и участвовать во всех проектах. А уезжать из Херсона никто никуда не хочет. Для меня Херсон - это схема мироздания, здесь все есть - те же принципы, те же законы, зрители, художники. Потому и интересно сделать все сначала здесь, а потом - еще где-нибудь. В какой стране - это уже не важно.
- Как получилось, что художник Машницкий все же опередил бизнесмена и мецената Пинчука, создав Музей современного искусства в Херсоне чуть ли не на год раньше?
- Думаю, Херсон того достоин, он и планировался как южная столица. Тут критическая масса культуры и культурных людей гораздо выше, чем кажется на первый взгляд. Музей оказался своевременен, кстати, у нас в коллекции есть те же художники, что и у Пинчука. Единственное, в отличие от Пинчук Арт Центра, мы существуем без бюджета, но к счастью, идея побеждает. Это дерзко, но интересно, это привлекло внимание. К нам приезжал куратор по украинскому искусству Пинчук Арт Центра арт-критик Александр Соловьев вместе с Марселем Гроссом, который помогал организовывать этот Центр.
- Что отмечают люди столичные в Херсоне?
- Что мы какие-то странные: ни кола ни двора - а что-то пытаемся делать, выдвигаем тезисы о том, что Херсон - культурная столица юга. Им это кажется очень невероятным - работать без реальной финансовой поддержки, на голом альтруизме. К тому же, здесь как такового рынка современного искусства нет (по крайней мере, на сегодняшний день не обнаружено каких-то заинтересованных людей со стороны).
- А зрители насколько подготовлены к принятию современного искусства?
- Я думаю, в процентном соотношении пропорция везде приблизительно одинаковая. Таких людей и не может быть много. В любых городах мира есть своя категория зрителей, своя категория художников, которые и образуют эту культурную нишу с развитием рынка (кстати, современное искусство дороже на порядок, а то и на десять). Думаю, Херсон -город абсолютно культурный по потенциалу, каждый работает на своем месте - и правильно делает. Что касается популяризации в глобальных, масштабных вещах, безусловно, нужны и продвижение, и финансы, и понимание. Полагаю, что все это будет со временем. Но на самом деле художники от этого не комплексуют. Главное, что это есть, это как-то многообразит наше пребывание в этой жизни.
- Как часто в музее выставляется сам хозяин?
- Не так уж и часто, если учесть, что там же я живу со своей женой. Мы как бы каким-то образом сами являемся произведением искусства - такой перформанс длиною в жизнь. Практически, в любой момент приходят гости - знакомые и незнакомые, постоянно есть экспозиция. Я лично свои работы из 30 проектов выставлял раза два, остальное - или совместные проекты, или проекты других художников, в основном, херсонских , иногда - киевских.
Какое направление на сегодня наиболее близко? Реализм.
- Несмотря на работу, проделанную по популяризации современного искусства?
- Конечно. Реализм - это позиция, мировоззрение. Плюс гигантский опыт - я прошел все инстанции по обучению, начиная от изостудии и заканчивая киевской академией художеств. Где-то, может быть, знания мешают, где-то помогают, но, безусловно, все это позитивно. Работа идет всегда - а что еще делать художнику? Хочется писать такие работы, чтобы самому погружаться в них, смотреть на зрителя уже из пространства картины и, соответственно ,погрузить зрителя в изображаемое. Хотя я и абстракцией занимался, и концептуализмом. Это во многом обогатило понимание и желание создания того, что я делаю сейчас. Я большую часть был концептуалистом , а сейчас хочу быть живописцем , просто рисовать все, что нравится.
- А что нравится?
- Нравится рисовать людей, солнце, небо, плавни, бабушек, дедушек... То, что меня окружает в Херсоне. Это дает какое-то состояние умиротворения. Херсон - это одновременно что-то восточное и что-то западное, современное. Здесь очень много пересечений культурных, каких-то знаков, над которыми я сейчас и работаю. В Херсоне наша жизнь - буддистко-христианско-конфуцианская. Это размеренный, абсолютно восточный ритм, потому что - юг. И в то же время - западный ритм: активность, быстрота реагирования, Интернет...
Говорят, самые красивые девушки живут в Херсоне? Как художник ты с этим утверждением согласен?
Конечно, абсолютно согласен. Красивых девушек много в каждом из городов, в котором я побывал, но херсонки - особенные. Они вроде бы и восточные женщины по отношению к мужчине, но с другой стороны есть и активные, бизнес-леди. Здесь смешаны всевозможные национальности. Если херсонцы живут в других городах, они очень отличаются. Это и хотелось бы продемонстрировать - посредством изобразительного искусства.
- Какие черты наших женщин привлекают художника?
- У меня вполне типичная ситуация в отношениях с женщинами. Мне понравилось в моей жене, когда мы с ней познакомились, что она очень любит плавни, очень любит Херсон, так же любит попить пиво с рыбкой. Вот это меня и подкупило. Я знаю много таких женщин, девчонок, взрослых и молодых. Наверное, в них особенность эта есть - любовь к своему городу, к своим мужчинам. Это очень круто.
- А внешне?
- Обаяние женщины очень важно. Доброта и искренность... Искренность и доброта - они, в общем-то, и формируют внешность. Хотя все женщины очень разные - милые толстушки, худышки, высокие и невысокие - все зависит от обаяния и от искренности. Это банально, но не надо бояться быть такой, какая ты есть. Разным мужчинам нравятся разные женщины, даже одному мужчине могут нравиться совершенно разные женщины. Женщина не может быть некрасивой - потому что она женщина.
- Рисуя женщину, на чем делаешь акцент?
- Важен внутренний мир женщины и мир, который вокруг нее. Это могут быть выразительные глаза, выразительная фигура, линия, пластика, движение, жест, цвет волос - все что угодно. Каждая женщина дает настроение первозданное легкости, красоты.
- Насколько для художника важна муза?
- Художнику нужен друг. В первую очередь. Женщина-друг - это есть и муза, и любовь, и гармония. Профессия художника очень сложная по психологическому состоянию. Естественно, это отражается и на семейных отношениях. Тут очень важно понимать, что художника невозможно переделать, ему дан талант, который он обязан развивать. Если он этого не будет делать - станет скучным и неинтересным для той же женщины. Женщина одновременно и провокатор творческого акта, и антагонист в этом процессе. Она - самый великий кудесник и художник. Она рождает по-настоящему, а художник все-таки имитирует, делает искусственной реальность.
- Почему у нас мало женщин среди художников?
- Во-первых, это очень сложно - много физической нагрузки. Женщины, может быть, гораздо сильнее, но не каждая захочет ходить в краске, без маникюра, в прорезах от подрамника и гвоздей. И здесь я не могу не вспомнить Полину Райко. Эта бабушка из Цюрупинска - просто бомба! Начала рисовать в 69 лет, расписала весь свой дом и в 74 померла. Когда я с ней познакомился, понял, что это явление, это - Микеланджело нашего времени. Я видел какие-то традиционные росписи, но вот чтобы так монументально осветить всю свою жизнь в своей собственной хате... Полностью: потолки и стены - я такого не видел. Да и от иностранцев, которых я привозил в ее дом, не слышал, чтобы они видели подобное. И я уверен на 100%, что это будет брэнд Украины. Это, конечно, гениальный случай, необъяснимый - просто сделала бабушка - и все, именно в Херсонской области. Значит, здесь гигантский потенциал. После этого и пошли темы мои с музеем.
Лариса Жарких
 
 
Artzebs residence 1
Baidary Ukrainian :
Vyacheslav Mashnitsky.
May 2012
VIDEO
 
 
Артзебс резиденция 1
Украинские Байдары :
Вячеслав Машницкий.
Май 2012
ВИДЕО
 
Artzebs residence 1
Baidary Ukrainian :
Vyacheslav Mashnitsky.
May 2012
VIDEO
 
в Байдарской долине,
с. Павловка 
 
  
  
Артзебс резиденция 1
Украинские Байдары :
Вячеслав Машницкий.
Май 2012
ВИДЕО
 
<< назад