О НАС

«ДЕТИ ЙОЗЕФА БОЙСА»
- так назывался арт-проект, который начался в сентябре 2004 года. Тогда украинцы Владимир Гулич, Анатолий Федирко, Юрий Волгин, Ирина Каленик, Геннадий Козуб, Всеволод Медведев, и поляк Павел Хавинский отправились из Запорожья в Крым, к предполагаемому месту падения самолета, 22-летнего летчика  Люфтваффе Йозефа Бойса. 
 
В 1943 году над Крымом, на узкой полоске земли, омываемой Черным и Азовскими морями, был сбит немецкий самолет. Летчик остался жив, его спасли крымские татары, которые спасали ему жизнь народными средствами – войлоком и жиром.
 
Войлок, жир, фетр, воск наложили отпечаток на жизнь Бойса в искусстве – эти объекты стали атрибутами его наиболее знаменитых инсталляций. Некоторые из них представлены в Центре современного искусства им. Ж. Помпиду.
 
Здесь, в пустынном месте на берегу моря, художники установили символический памятник Йозефу Бойсу - мачту с желтым чулком для определения ветра – по таким летчики ориентировались во время второй мировой войны, и очертили бумагой взлетную полосу. Хавинский делал самолетики из бумаги с написанными посланиями и запускал их в море.
 
Такие символические памятники – мачты были установлены в рамках продолжения проекта в Киеве на горе Поскотино, и во Львове на улице Армянской.
 
Весь процесс зафиксировали в видео- и фотоматериалах, которые и стали экспонатами проекта. Плюс - выставили артефакты, найденные в Крыму (например нашли замечательную фляжку), и инсталляции - рефлексии на известные проекты Бойса. Знаменитое его произведение «7000 дубков» (посадка 7000 тысяч деревьев) нашло продолжение в работе «7000+1 дубок», где 7001-й дубок – это метла. Посвященные такие цитаты оценят.
 
В феврале 2005-го акция продолжилась в Киеве, потом – в Польше, в Музее современного искусства в Люблине.
 
В рамках проекта «ДЕТИ БОЙСА», в стенах Запорожского Национального Технического университета состоялась лекция о таких направлениях contemporary art, как инсталляция и перфоманс, и показ работ, в том числе видеоинсталляций, Павла Хавинского.
 
Европейское искусство после Бойса не станет прежним. Это утверждение внутренний двигатель художника из Польши. В прошлом профессор кафедры живописи Краковской академии искусств, Хавинский продолжатель линии Бойса. Точно так же Павел покинул стены академии в прямом и переносном смысле ради тотального искусства, искусства, по силе, подобного религии.
 
После этой встречи, на о. Хортица состоялось символическое действие. На вертикальной скале Павел Хавинский и Владимир Гулич писали водой «Любовь, а не война» - на польском, украинском и английском.
 
На фоне скал почти незаметной казалась скользящая по пеньковой веревке коробочка с десятью заповедями и, крестом и Евангелием. Коробочка эта, заключающая хрупкие ценности европейской культуры, двигалась снизу, из рук поляка Хавинского в руки украинца Гулича.
 
В этом заключалась концепция Павла Хавинского «TRAS-MISSIA» - олицетворение неразрывности связи между культурами.
 
Йозеф Бойс стал для европейской культуры тем же, кем и Энди Уорхолл стал для американской.
Одной из самых знаменитых инсталляций, представлял собой обыкновенный стул, на сиденьи которого помещалась призма из животного жира, в которую наискось был воткнут нож.
Почтенную публику, посещавшую выставки в середине шестидесятых, весьма шокировал вид этих работ. «Настоящий немецкий профессор таких вещей не сделает», - возмущались критики.
 «Мои работы останутся не понятыми, пока вместо восприятия только цвета и формы, зритель начнет обращать внимание на особенности материала», – отвечал им Бойс.
 
А жир (воск), по Бойсу – это символ животворящей силы человеческого организма и одновременно символ творческого процесса: превращения неопределенной бесформенной массы в любую форму.
 
Понятие «пластики» Бойс относит не только к изобразительному искусству, но и ко всему жизненному процессу человека. Пластика воплощает собой способность к творческому совершенствованию. «Теория пластики» Бойса зиждется на том, что художник должен формировать свое произведение «изнутри, подобно росту кости в организме человека».
 
Жизнь человека является (в идеале) непрерывным процессом созидания, и в этом смысле слова, любой человек – творец. Со свойственной ему бескомпромиссностью Бойс претворял эти принципы в жизнь. Поэтому в 1972 году, когда он был профессором дюсельдорфской Академии художеств, Бойс принял в свой класс всех желающих, а не только одобренных приемной комиссией студентов.
 

 

 

 

<< назад